Неоднократный перевод рыбного хозяйства от двухступенчатой системы управления к прямому подчинению Правительству и обратно в Минсельхоз до сих пор не позволил решить его основных проблем. Специфика отрасли требует выработки кардинально иного подхода к управлению.
В настоящее время управление рыбным хозяйством носит технологический и технический характер. Экономически отрасль серьезно не анализировали на государственном уровне по аналогии с финансовым или инвестиционным рынком. Не просчитываются экономические последствия от решений, принимаемых чиновниками.
Применительно к рыбной отрасли государство затрудняется сформировать внятную «дорожную карту», тактику движения к достижению стратегических экономических целей.
Кроме того, в отрасли происходит лоббирование интересов отдельных групп рыбаков и принимаются законодательные акты в качестве реакции на это лоббирование.
Плохо выстроена система межотраслевого взаимодействия.
В то же время рыбная отрасль обладает уникальными внутренними механизмами саморазвития и саморегулирования.
Сам по себе рыбохозяйственный комплекс имеет большой потенциал для сохранения стабильности (в том числе в условиях экономического кризиса) и развития.
Предложения:
- Провести серьезный экономический анализ отрасли и привлечь экономистов к управлению рыбной отраслью. Это позволит выстроить эффективное экономическое и правовое регулирование, создать новую систему коммуникации и взаимоотношений с бизнесом, просчитать последствия принимаемых управленческих решений и ответственность государственных служащих.
- Субъектам отрасли заблаговременно, инициативно
сформировать концепцию новой идеологии управления рыбохозяйственным комплексом,
не противоречащую интересам государства, но и не ущемляющую интересы бизнеса.
При формировании логики концепции предлагается учитывать следующее:
- все компании, занимающиеся добычей и переработкой рыбы, производством средств производства для этих целей, следует объединены в согласованный комплекс и иметь общего регулятора;
- нужно создавать территориально локализованные интегрированные логистически-производственные структуры (кластеры, технопарки, особые экономические зоны либо разработать новую модель) с привязкой к регионам, традиционно занимающимся добычей, транспортировкой и переработкой рыбы;
- нужна полноценная законодательная база, четкий набор мер государственного регулирования и поддержки отрасли, в том числе инструментов развития и влияния на рынок.
25.04.2013