Import

Тема: Квоты под киль

Обсуждение
Сергей  СЕННИКОВ

Гражданское судостроение должно развиваться вне какой-либо зависимости от введения «квот под киль»

Заместитель директора ООО «УК НОРЕБО» по международным вопросам и связям с общественностью

– Суть идеи Минпромторга о выделении квот на вылов водных биоресурсов под строительство рыбопромысловых судов на российских верфях нам, в общем-то, ясна: гарантировать новому рыболовному судну необходимое ресурсное обеспечение, а отечественным судостроителям – заказы. Но такой подход полностью ломает уже отлаженную систему распределения долей квот на вылов ВБР.

Как известно, сегодня в России доли квот закрепляются за рыбопромышленными компаниями, которые, в свою очередь, планируют промысловую деятельность, исходя из имеющегося ресурсного обеспечения. Прежде всего, где, когда и какими судами осваивать свои квоты. На этом строится вся экономика компании. При этом есть весьма жесткие механизмы, которые обеспечивают эффективность использования выделяемых квот, вплоть до расторжения договора о закреплении долей квот.

Сложились на сегодняшний день и два основных «коммерческих» вида рыболовства – промышленное и прибрежное. Тогда возникает вопрос: при введении нового вида квот («под киль») каким видом рыболовства будет заниматься построенное судно, если все 100% квот каждого вида уже распределены между пользователями?

Очевидно, что реализовать предлагаемую Минпромторгом идею возможно лишь после кардинального передела российского законодательства в области рыболовства. По нашему мнению, такие изменения нецелесообразны. Более того, они носят явный дестабилизирующий характер.

Гражданское судостроение должно развиваться вне какой-либо зависимости от введения «квот под киль».

Важно отметить, что у большинства ответственных рыбопромысловых компаний флот и сегодня поддерживается в хорошем состоянии, большие деньги вкладываются в его обновление, в модернизацию судов. А если российские судостроительные предприятия пока не готовы предложить конкурентоспособные проекты новых рыболовных судов, то в этом нет вины рыбаков. Нужно стимулировать развитие судостроительного сектора, а не заставлять рыбопромышленников покупать еще не существующие рыболовные суда по заранее завышенным ценам.

С нашей точки зрения основные инициативы по стимулированию судостроения можно выразить следующими предложениями:

1. Сохранить порядок распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предусмотренного положениями Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ и Постановлений Правительства России от 12 августа 2008 г. № 604, № 605, от 15 августа 2008 г. № 611. Также должен быть сохранен порядок подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предусмотренного Постановлением Правительства России от 15 августа 2008 г. № 612.

2. Не допустить замену существующего порядка распределения долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на новый, основанный на подходе «квоты под киль».

3. Внести изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» для заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылов) водных биоресурсов на 20 лет (сейчас этот срок составляет 10 лет).

4. Ограничить возможности заключения договора о закреплении долей квот на новый период для потенциальных рантье.

5. Внести изменения в законодательство России для отмены таможенных пошлин и НДС на оборудование (иностранный товар), ввозимое на таможенную территорию Российской Федерации для установки на судах рыбопромыслового флота, строящихся на российских судостроительных предприятиях.

6. Внести изменения в законодательство России для ограничения возраста судов рыбопромыслового флота, регистрирующихся в Российском морском регистре судоходства для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства (30-35 лет).

7. Разработать и внедрить государственную целевую программу по утилизации устаревших судов рыбопромыслового флота с одновременным субсидированием строительства новых судов на российских верфях.

8. Инвестировать в развитие отечественных специализированных конструкторских бюро для проектирования современных судов рыбопромыслового флота с учетом разработок ведущих зарубежных КБ, с привлечением иностранных специалистов и современных технологий конструирования и строительства рыболовных судов.

17.05.2013


Вопросы эксперту

Назад