Аквакультура не должна остаться отраслью энтузиастов
- Сегодня рыбоводы не только работают без основного для себя, профильного закона «Об аквакультуре». Они вынуждены делать это даже без тех небольших льгот, которыми пользовались прежде как сельхозпроизводители.
До недавнего времени предприятия, которые занимаются выращиванием рыбы, могли рассчитывать на субсидирование процентной ставки по кредитам. С принятием постановления Правительства №1460 с января 2013 года мы, рыбоводы, лишились права и на эти скромные льготы. В новом Постановлении оставили льготы для сельхозтоваропроизводителей в целом, убрав при этом позиции, которые касались субсидирования отдельно рыбоводства.
Вместе с тем нужно понимать, что аквакультура – это в принципе очень капиталоемкая отрасль. Чтобы вырасти до товарных размеров, рыбе требуется 2-3 года, и на этот срок оборотный капитал рыбоводного предприятия будет заморожен. Поэтому большая часть заводов рассчитывает именно на заемные средства, а значит, вопрос субсидирования для них критичен. При этом для активного развития отрасли также необходимо чтобы были доступны кредиты и субсидии на весь срок роста рыбы.
Существует масса доводов в пользу того, что рыбоводы относятся именно к производителям сельскохозяйственной продукции. В частности это прописано в законе «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ, в котором в перечень сельскохозяйственной продукции входит и продукция рыбоводства. Мы пытаемся объяснить, что, относясь к отрасли сельского хозяйства, должны претендовать на поддержку, которой сегодня пользуется агропромышленный комплекс. Но, к сожалению, отсутствие четкой отраслевой принадлежности аквакультуры приводит к тому, что на местах никто не может взять на себя ответственность и принять решение в отношении наших предприятий. Нас призывают дождаться принятия закона «Об аквакультуре», который, к слову, находится в разработке с 2007 года. Но когда это произойдет и в каком виде будет принят документ, пока не известно. Отрасль же в течение всего этого времени развиваться не будет.
В последнее время законопроект действительно активно обсуждается на различных уровнях, на некоторые заседания приглашают и нас. Но все это происходит в таком режиме, что невольно возникает страх за конечный результат – как бы мы ни получили в итоге закон, по которому вовсе нельзя будет работать.
Поэтому сегодня в принимаемом законе «Об аквакультуре» и в последующих шагах крайне важно учесть несколько моментов.
Во-первых, в ФЗ «Об аквакультуре» должен быть четко определен правовой статус аквакультуры, ее принадлежность именно к сектору сельского хозяйства.
Во-вторых, в этом документе должен быть прописан понятный механизм заключения договоров на пользование рыбоводными участками. Сегодня мы еще хоть как-то работаем в рамках закона «О рыболовстве», но единогласно все отраслевики указывают на недостаточность нормативно-правовой базы в этом плане и предостерегают государство от серьезных ошибок, которые могут возникнуть при принятии ФЗ «Об аквакультуре».
В-третьих, необходимо не только вернуть субсидирование процентных ставок для рыбоводов, но и разработать новые меры для обеспечения дополнительной поддержки аквакультуры.
В-четвертых, необходимо доработать принятую государственную программу развития рыбохозяйственного комплекса, поскольку предусмотренная в ней подпрограмма по развитию аквакультуры на самом деле заточена на искусственное воспроизводство, о товарном рыбоводстве там, в принципе, не сказано практически ничего. Печально, что сегодня на каждом углу говорится о потенциале аквакультуры – «нашем драйвере роста» – и в то же время фактически для отрасли не делается ничего, имеющего практическую ценность.
Далее, рыбоводные предприятия должны иметь дополнительную господдержку по аналогии, к примеру, с производителями крупного рогатого скота. Эта отрасль АПК благодаря такому вниманию государства сегодня уже достаточно развита. В определенном смысле там и условия несколько проще – скот растет всего 1 год, а значит короче срок оборачиваемости средств. В аквакультуре помимо более длительных сроков жизненного цикла рыб – как я уже говорила, на выращивание малька до товарных размеров уходит примерно 3 года, – существуют и сложности, связанные в целом с зачаточным состоянием самой отрасли. Для прохождения каждого шага предпринимателю здесь приходится прилагать больше усилий, преодолевать массу дополнительных сложностей, бюрократических барьеров. Поэтому и при разработке мер поддержки обязательно нужно учитывать особенности отрасли. Как минимум, это должно отражаться на сроках кредитования.
Развитию отрасли заметно способствовало бы и обнуление таможенных пошлин на ввозимое оборудование, мальков и корма. Даже временное применение таких льготных мер создаст стимул для бизнеса вкладываться в развитие, позволит отрасли встать на ноги и достойно войти в рынок, который с 2018 года будет полностью подчинен правилам ВТО.
Хотела бы указать и на важность принятия региональных программ прямого субсидирования рыбоводных предприятий, поскольку от работы многих из них сегодня напрямую зависит благополучие местного населения в удаленных районах страны. К примеру, в Карелии и в Мурманске есть большой потенциал для развития лососеводства и создания новых рабочих мест для местного населения. Хотелось бы видеть конкретные шаги от руководства регионов по поддержке развития бизнеса.
В целом очень важно, чтобы государство участвовало в реализации крупных, наиболее капиталоемких проектов в области аквакультуры, хотя бы для создания инфраструктуры (строительства дорог и т.п.). Мы могли бы создавать и совместные предприятия, но такое партнерство должно ощущаться на практике, мы должны чувствовать поддержку государства. Потому что в противном случае аквакультура так и останется отраслью энтузиастов, которые всеми силами пытаются вытащить ее на себе, не благодаря, а вопреки всему.
22.05.2013