Как превратить закрытый клуб в открытую отрасль?
«Закрытый клуб». Так сейчас называют рыбную отрасль и называют несправедливо. Любая отрасль экономики имеет «порог входа», который может быть высоким или низким в зависимости от капиталоемкости или масштаба производства в отрасли. Для отраслей, действующих в сфере природных ресурсов, «порог входа» - явление не только естественное, но и необходимое. Об этом пишут бизнес-гуру Майкл Портер, Генри Минцберг, Питер Друкер. Однако доморощенные «специалисты по рыбе», очевидно, плохо знакомы с мировой экономической мыслью – отсюда разговоры про «закрытый клуб». Мы обязаны эти разговоры учитывать, какими бы несправедливыми и экономически безграмотными они нам не казались. Мы должны оставаться реалистами!
Именно поэтому почти одновременно стартуют два важных процесса: начала работу Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре и проект «Открытая отрасль». Что между ними общего? В обоих проектах будет сильное представительство не только крупного бизнеса, но и двух очень важных групп.
Первая группа – это малый и средний бизнес. Крупный бизнес – хотя и очень большой, но охватывает не более половины добычи водных биоресурсов, а вторая половина распределена между сотнями предприятий. Повторюсь, что согласовывать с ними законопроекты или принципиальные политэкономические решения гораздо труднее, но делать это придется. История с любительским рыболовством показала, чем грозит игнорирование «маленького человека». Современные средства коммуникации позволяют создавать сетевые структуры и быстро объединять многих людей, что блестяще продемонстрировали противники платной рыбалки. Могу назвать десятки рыбодобывающих предприятий, которые уступают «крупняку» по объему вылова, но превосходят некоторые крупные предприятия по глубине понимания рынка и дальности взгляда в будущее, лучше разбираются в отраслевом (и смежном) законодательстве и уже поэтому могут быть отнесены к лидерам отрасли. Лидерство в отрасли – это не только объем вылова!
Вторая группа – отраслевые эксперты. Безусловно, немногочисленная группа людей, которые не связаны с бизнесом (ни с крупным, ни со средним, ни с мелким), но мнение которых для власти интересно. Не всегда идеи экспертов реализуются властью, но абсолютно всегда эти идеи формируют «картину мира» чиновников, ту самую «картину мира», на основании которой и принимаются решения. Среди таких экспертов – и ветераны отрасли, и специалисты из академической и отраслевой науки. Часто говорят о возможности создания саморегулируемых организаций (СРО) в рыбной отрасли, но в органах управления СРО обязательно присутствуют независимые от профильного бизнеса люди. Рыбная отрасль сейчас нуждается в союзниках, поэтому стоит подумать об участии экспертов «со стороны».
Еще один интересный поворот – стыковка с региональными рыбацкими объединениями. И на Севере, и на Дальнем Востоке, и на Западе сформировались крепкие и влиятельные объединения предприятий. Они накопили немалый опыт «притирки» разновекторных и противоречивых интересов множества предприятий. Кроме того, именно в региональных ассоциациях пишутся «жалобные книги» рыбодобывающих предприятий, которые в Москве часто воспринимаются как мелкие («частные») проблемы. Очень велико искушение пожертвовать этими частностями ради сохранения хороших отношений с чиновниками в ведомствах для решения «главных» (или, как модно говорить, системных) проблем. Но жизнь так устроена, что для предприятия – как и для человека – его мелкая проблема является самой главной и требующей немедленного и точного решения.
Рыбная отрасль не очень давно вернулась на экономическую карту России. Как следует из доклада «О развитии и повышении конкурентоспособности рыбной промышленности России», который был подготовлен по поручению Президиума Госсовета и доложен Президенту Российской Федерации Владимиру Путину в августе 2004 года, до 2004 года российская рыбная отрасль экономически не существовала!
По официальным данным Росстата в течение десяти лет – с 1995 по 2005 годы – финансовые результаты деятельности организаций рыбохозяйственного комплекса были отрицательными. Это означает, что согласно официальным статистическим данным рыбная промышленность страны десять лет работала себе в убыток, не принося прибыли. Отсутствие рыбной промышленности на экономической карте страны было обусловлено отсутствием долгосрочной правовой базы в сфере добычи (вылова) водных биологических ресурсов и неэффективной системой взимания природной ренты в сфере водных биологических ресурсов путем аукционных платежей.
В 2004 году были приняты важные решения, которые коренным образом изменили правовое и налоговое регулирование рыбной отрасли, а в 2008 году было принято цельное политико-экономическое решение, направленное на повышение прозрачности финансовых потоков в рыбной отрасли, укрепление ее финансовой устойчивости и увеличение инвестиционного потенциала в отрасли – 10-летние квоты.
Установив четкие юридические правила доступа рыбопромышленных предприятий к изначальному производственному ресурсу, государство создало условия для возвращения рыбной отрасли на экономическую карту России. Однако как любой новый материк – как Америка в XVI веке – этот материк нуждается в освоении, изучении и исследовании. Нуждается в вовлечении в экономические связи. Нуждается в открытии. В этом – цель и предназначение проекта «Открытая отрасль».
29.05.2013