Тема: Глубокая переработка рыбы

Обсуждение
Александр  ФОМИН

О глубокой переработке уловов – исполняя поручения Президента

Вице-президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка

Президентом Российской Федерации утвержден перечень поручений по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. Указанный перечень затрагивает ряд аспектов деятельности рыбохозяйственного комплекса, но основной посыл касается необходимости определения приоритетных направлений развития отрасли.

Правительству Российской Федерации поручено определить приоритетные направления развития отрасли, в том числе касающиеся обеспечения производства рыбной продукции с глубокой степенью переработки, развития перерабатывающих мощностей, наращивания темпов обновления рыболовного флота, импортозамещения, создав соответствующую систему целевых индикаторов.

В увязке с этим пунктом поручения Правительству Российской Федерации также поручено представить предложения об установлении в договорах о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договорах о предоставлении рыбопромыслового участка и договорах пользования водными биоресурсами определенных обязательств в части достижения приоритетных целей развития отрасли.

Рассмотрим постановочные задачи Президента в увязке с вопросом возможного совершенствования управления рыболовством и закрепления определенных обязательств рыбодобывающих организаций в договорах о закреплении права добычи.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ С ГЛУБОКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПЕРЕРАБОТКИ.

1. Что такое глубокая степень переработки рыбопродукции?

Для решения задачи обеспечения производства рыбной продукции с глубокой степенью переработки вначале целесообразно определиться с понятием «глубокая степень переработки». Необходимо отметить, что в отношении пищевой продукции (и в частности рыбопродукции) законодательством не установлены определение и критерии разделения рыбопродукции по степени ее переработки.

Нецелесообразно проведение аналогий с отнесением промышленной продукции к продукции с высокой степенью переработки регулируемым Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 6 апреля 2012 года № 372. Например, в указанном нормативном акте одним из основных критериев отнесения промышленной продукции к продукции с высокой степенью переработки является прохождение ею не менее 4 стадий технологических процессов обработки, переработки исходных материалов, сырья и полуфабрикатов.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 и вступает в силу с 1 июля 2013 года) к переработке (обработке) пищевой продукции отнесены – тепловая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, сквашивание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов.

Если в отношении рыбы применить 4 технологических процесса обработки, установленных вышеуказанным регламентом, сложно представить, что останется после этого от рыбы.

Поскольку к переработке не относится замораживание и охлаждение пищевой продукции, получается, что лишь небольшая часть производимой в стране рыбопродукции (рыбные консервы, пресервы, варено-мороженые ракообразные, соленая и сушеная рыбопродукция) может считаться переработанной и соответственно к ней может применяться термин «глубокая переработка». Например, мороженое рыбное филе в соответствии с регламентом не является продукцией переработки.

Вместе с тем глубокая переработка рыбы осуществляется непосредственно потребителем, и каждая хозяйка в процессе приготовления ужина самостоятельно определяет ее глубину.

Таким образом, первоначально необходимо определиться с термином «глубокая степень переработки рыбопродукции», разработать критерии отнесения различных видов рыбопродукции к продукции с глубокой степенью переработки и после этого составить перечень такой продукции.

2. Актуальность задачи по увеличению глубины переработки рыбопродукции применительно к отечественному рыболовству.

Особенность пищевой продукции заключается в том, что наиболее ценной и востребованной на потребительском рынке является именно свежая продукция. Например, свежие фрукты и овощи, парное и охлажденное мясо, сырые яйца, цельное молоко, живая и охлажденная рыба и т.д.

Более того в отношении пищевой продукции справедливо правило: чем большей переработке подвергается продукт, тем меньше питательных веществ в нем остается и тем менее полезным для человека он становится. В мировой практике общепризнано, что наиболее дорогой и востребованной продукцией у населения являются живые или свежие рыба, крабы, креветки, моллюски и т.д. Применительно к отечественному опыту наглядным примером является ежегодное увеличение внутреннего спроса на импортную охлажденную рыбу – форель и семгу. Причем цена на нее в расчете на сырец существенно выше, чем, например, на замороженную или соленую продукцию этих видов рыб, а затраты на ее сохранение и доставку потребителю в свежем виде превышают затраты, необходимые для ее переработки.

В то же время, применительно к отечественному рыболовству, не стоит рассчитывать на широкомасштабное распространение ассортимента охлажденных видов рыб, поскольку основной промысел водных биоресурсов осуществляется на судах в удаленных районах. Это обстоятельство вносит свои коррективы и требует, как минимум, замораживания рыбопродукции для увеличения сроков хранения и расширения сроков ее реализации.

Процессу замораживания рыбопродукции предшествует ее разделка. Чаще всего разделка рыбы заключается в обезглавливании и потрошении. В меньшей степени на судах осуществляется производство рыбного филе.

Разделка с последующим замораживанием применяется также при переработке уловов промысловых беспозвоночных (кальмары, трубачи, двустворчатые моллюски, кукумарии и др.). При переработке ракообразных процессу замораживания предшествует их варка.

Результатом судовой переработки рыбопродукции является производство полуфабрикатов в виде замороженных тушек или замороженного филе, полностью готового для последующей реализации. В рознице осуществляется лишь их порционное деление и упаковка. Окончательное приготовление (обработка) рыбы осуществляется непосредственно перед употреблением путем тепловой переработки (жарка, варка). Ракообразные, как правило, реализуются в готовом виде, и после размораживания они готовы к употреблению.

Одним из способов переработки рыбопродукции, осуществляемом на судах, является консервирование рыбопродукции, но объемы производства такой продукции невелики, что связано, с одной стороны, с ограниченным спросом на нее, а с другой – ограниченностью состава флота, способного производить консервированную рыбопродукцию.

Таким образом, в настоящее время основу производства рыбопродукции при судовом промысле составляет производство замороженной рыбопродукции разной степени разделки. Вряд ли эту схему стоит принципиально изменять. Речь может идти лишь об увеличении степени разделки рыбы перед заморозкой, а также о переработке отходов, получаемых после разделки рыбы.

3. Ограничивающие факторы увеличения глубины переработки рыбопродукции.

3.1. Потребительский спрос и покупательная способность населения.

При рассмотрении вопроса об увеличении степени переработки рыбопродукции необходимо учитывать потребительский спрос на продукцию высокой степени переработки. Изменение ассортимента производимой рыбопродукции без учета фактора потребительского спроса может привести к негативным последствиям. Рыбопродукция может оказаться невостребованной потребителем. Если формально подойти к решению задачи по увеличению глубины переработки, проще всего все уловы переработать в рыбную муку, упаковать ее в капсулы и предложить населению – но кто это будет есть? Безусловно, это грубый пример, но он отражает сложность решения этого вопроса.

Дополнительным фактором, влияющим на потребительский спрос, является покупательная способность населения. Увеличение глубины переработки приводит к повышению затрат на единицу продукции и, соответственно, к увеличению стоимости и цены реализации рыбопродукции. Вместе с тем не каждый россиянин может себе позволить покупать рыбопродукцию с повышенной добавленной стоимостью, например рыбное филе.

Таким образом, потребительский спрос и покупательная способность населения являются ограничивающими факторами увеличения глубины переработки рыбопродукции.

3.2. Технические и технологические ограничения.

Увеличение глубины переработки рыбопродукции на судах ограничено техническими и технологическими возможностями. В данном случае речь идет, в первую очередь, о наличии современных энергосберегающих технологий по разделке рыбы, ее заморозке, комплексной переработке отходов и субпродуктов. Отечественная промышленность не располагает такими технологиями и не производит соответствующее оборудование по глубокой переработке рыбы. В этой связи государству необходимо предусматривать стимулирующие меры по закупке современного оборудования и соответствующей модернизации судов. Следует также учитывать, что не на каждом рыбопромысловом судне может быть размещено соответствующее оборудование для глубокой переработки рыбы, что ограничивается размерами судов, а также их энерговооруженностью.

3.3. Финансово-экономические ограничения.

Увеличение глубины переработки рыбопродукции предполагает увеличение затрат на ее производство. Вряд ли речь идет об увеличении глубины переработки любой ценой без учета экономической выгоды производителя такой продукции. Поэтому этот фактор также должен быть учтен при исполнении поручения.

Рассмотрим возможности увеличения глубины переработки рыбопродукции применительно к видам водных биоресурсов в увязке с вопросом возложения дополнительных обременений на рыбодобывающие предприятия.

ПРИБРЕЖНОЕ РЫБОЛОВСТВО.

Идеология прибрежного рыболовства заключается в минимальной обработке рыбы на судах и последующей доставке уловов на берег для дальнейшей переработки и реализации. Здесь возможны два случая дальнейшей переработки уловов:

а) рыбодобывающая организация самостоятельно перерабатывает уловы на собственных перерабатывающих мощностях;

б) рыбодобывающая организация реализует уловы перерабатывающим предприятиям.

Возможны также смешанные варианты, когда рыбодобывающие организации осуществляют собственную переработку только части уловов (или отдельных видов добываемых ВБР).

В первом случае теоретически может быть рассмотрен вопрос о включении в договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договоры о предоставлении рыбопромыслового участка и договоры пользования водными биоресурсами (далее эти три вида договоров будем называть Договоры пользования ВБР) обязательств по увеличению глубины переработки.

Но как быть во втором случае, если рыбодобывающая организация не занимается рыбопереработкой самостоятельно, а реализует свои уловы рыбопереработчикам?

Если для них не включать дополнительные обязательства, то будут созданы неравные условия. В таком случае бизнес быстро перестроится и в целях ухода от обременений будет реализовывать все уловы рыбоперерабатывающим предприятиям.

Если убедить рыбодобывающие организации самостоятельно перерабатывать свои уловы и прописать эти положения в договорах, то что тогда делать с предприятиями, которые занимаются только переработкой рыбы – закрывать?

Обязать предприятия, осуществляющие прибрежное рыболовство, самостоятельно заниматься переработкой своих уловов в рамках действующего законодательства невозможно.

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности рыболовство и производство рыбопродукции отнесены к разным видам деятельности. В соответствии со статьей 49 (часть 1) Гражданского кодекса «Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом». То есть государство не вправе навязывать виды деятельности, которыми должны заниматься предприниматели.

Кроме того, добытые уловы водных биоресурсов становятся собственностью организации после их изъятия из естественной среды обитания.

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса «1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Таким образом, навязывание рыбодобывающим организациям дополнительных видов деятельности, а также возможные ограничения реализации уловов рыбодобывающим предприятиям противоречит гражданскому законодательству.

ПРОМЫШЛЕННОЕ РЫБОЛОВСТВО.

При осуществлении промышленного рыболовства переработка уловов осуществляется непосредственно на рыбопромысловых судах. Поэтому вопрос увеличения глубины переработки следует рассматривать применительно к судовой переработке уловов.

В отношении массовых объектов промысла (минтай, треска, палтусы, камбалы, окуни и др.) в настоящее время переработка на судах в основном заключается в производстве замороженных тушек рыб. Обезглавленные тушки замораживаются и могут сохраняться длительное время. На крупных судах получаемые субпродукты (головы и внутренности) перерабатываются на рыбную муку, икра рыб замораживается. В отдельных случаях на судах осуществляется производство консервов из печени рыб (печень минтая, печень трески). Ряд рыбодобывающих предприятий осуществляют выпуск филе (минтай, треска, пикша).

Рассмотрим возможность увеличения глубины переработки по различным объектам промысла.

Видовой состав добываемых ресурсов достаточно разнообразен, но, если говорить о массовых объектах, составляющих основу отечественного промышленного вылова, следует выделить лишь около 10 видов водных биоресурсов – минтай, сельдь, треска, камбалы, палтусы, путассу, пикша, окуни, кальмары, крабы.

В отношении крабов не стоит обсуждать вопрос увеличения глубины переработки, поскольку крабы либо реализуются в живом виде (на внешних рынках это наиболее востребованная и дорогая продукция, спрос на которую ежегодно растет), либо на судах производятся варено-мороженые конечности крабов или варено-мороженое мясо крабов (то есть продукт, полностью готовый к употреблению, который в последующем поступает в розничную торговлю и потребляется населением без дополнительной переработки). Таким образом, увеличение глубины переработки крабов нецелесообразно.

Кальмары. Разделка кальмаров на борту судна предусматривает получение продукции в виде замороженного филе мантии (тушки) кальмара, и в данном случае также не имеет смысла обсуждать вопрос увеличения глубины переработки.

Сельдь. На борту судна, как правило, разделка рыбы не проводится – она замораживается целиком. Впоследствии уловы поставляются в российские порты. Затем в мороженом виде сельдь распределяется по всей стране и направляется на переработку – преимущественно на изготовление пресервов с последующей реализацией населению. Теоретически можно обсуждать вопрос увеличения производства филе сельди на судах, но зачем, если существует устойчивый спрос российских переработчиков именно на целую мороженую сельдь. Таким образом, в отношении сельди вопрос по увеличению глубины переработки также не стоит.

Камбалы, палтусы, окуни. После поимки этих видов рыб производится изготовление тушек (обезглавливание и потрошение) и их заморозка. Продукция направляется либо непосредственно в магазины, либо в переработку (засолка, вяление и копчение). Что-то менять в этой схеме вряд ли целесообразно.

Минтай, треска, пикша. В отношении этих видов рыб возможно увеличение степени разделки уловов на судах и производство филе. Видимо, в отношении этих видов рыб рыбодобывающие предприятия и подвергаются критике о низкой степени переработки и реализации так называемого сырца.

В отношении трески и пикши необходимо отметить, что на Северном бассейне производство филе ежегодно увеличивается, поскольку спрос на потребление филе растет как на европейском, так и на внутреннем рынках.

Объемы производства филе минтая невелики и составляют около 30 тыс. тонн (это около 100 тыс. тонн в пересчете на сырец, то есть менее 7% от общего вылова минтая), и резервы увеличения глубины переработки до филе действительно велики. Если говорить о внутреннем рынке, необходимо отметить низкий потребительский спрос на рыбопродукцию из минтая (хоть тушки, хоть филе). Минтай является самым недооцененным продуктом питания у российского населения («рыба для кошек»). Общее потребление минтая на внутреннем рынке (в основном это замороженные тушки минтая) составляет около 300 тыс. тонн – то есть менее 25% от общего вылова минтая в перерасчете на сырец. Тем не менее, заставить население России есть продукцию из минтая невозможно, здесь необходима кропотливая работа государства по «воспитанию» населения и продвижению этой продукции на внутренний рынок. Первым шагом этой работы могло бы стать осуществление закупок продукции из минтая для государственных нужд (организация питания детей в детских садах, школах, учебных заведениях, питание военнослужащих в армии и на флоте и т.д.).

В отношении экспортируемого минтая: основными потребителями отечественного минтая являются Китай (около 530 тыс. тонн) и Республика Корея (около 250 тыс. тонн). Суммарно в эти страны экспортируется около 780 тыс. тонн продукции из минтая, что составляет около 1,1 млн. тонн сырца, или более 70% отечественного вылова). В Республике Корея импортируемый российский минтай главным образом используется для внутреннего потребления. Необходимо отметить, что Республика Корея импортирует также филе минтая российского производства в объеме около 23 тыс. тонн (более 75% филе, производимого на российских судах). Увеличить спрос корейского населения на филе минтая взамен экспортируемых в настоящее время тушек минтая – задача не из легких и мало зависит от российских добывающих организаций.

Китай в отличие от Республики Корея не экспортирует филе минтая, а закупает тушки минтая. Большая часть этой продукции поступает на переработку и разделывается до филе, вторично замораживается и экспортируется в другие страны (в основном страны Европы). Расхожая фраза о том, что Россия потребляет реэкспортный минтай российского происхождения является большим преувеличением. Китай действительно экспортирует в Россию филе минтая вторичной заморозки, но объемы этих поставок несущественны и составляют около 11 тыс. тонн (то есть около 7% от объема импортируемого минтая из России в Китай в пересчете на сырец).

Привлекательность китайского рынка минтая обусловлена низкой стоимостью ручного труда в Китае. Ручное производство филе экономически более выгодно, чем производство филе на судах в море. В последующем произведенное китайскими переработчиками филе реализуется на внешних рынках (в основном европейском). И здесь действительно скрыты большие резервы для отечественных рыбодобывающих предприятий, поскольку филе минтая первичной заморозки, производимое в море на российских судах, имеет неоспоримое конкурентное преимущество в качестве продукции. Стоит самым серьезным образом рассмотреть вопрос об увеличении объемов производства филе минтая.

В настоящее время российские рыбопромышленники ведут работу по получению сертификата российских промыслов минтая по стандартам Морского попечительского совета (MSC) в целях получения доступа российской продукции на европейский рынок, чему противодействует оппозиционное лобби экологических организаций и торговых групп.

Вместе с тем у китайских переработчиков, производящих продукцию из минтая российского происхождения, не возникает особых проблем с реализацией филе минтая на внешних рынках. Следовательно, необходимо увеличивать объемы производства филе минтая и поэтапно сокращать его поставки в Китай для вторичной переработки. В случае сокращения объемов филе минтая китайского производства дефицит будет покрываться за счет российского филе судовой переработки. В условиях дефицита раскрученного рыбного продукта вопрос сертификации промысла минтая решится сам собой.

И в заключение еще один тезис.

В условиях рыночной экономики бизнес самостоятельно определяет ассортимент выпускаемой рыбопродукции и несет все риски по производству и реализации рыбопродукции этого ассортимента.

Поскольку государство ставит вопрос об обязательствах рыбодобывающих предприятий в части увеличения глубины переработки рыбопродукции – возникает ряд вопросов:

– кто будет регулировать и контролировать ассортимент выпускаемой рыбопродукции и что это будет стоить для бюджета?

– кто будет нести финансовые риски в случае падения спроса и снижения цены на рыбопродукцию глубокой степени переработки?

– кто компенсирует рыбодобывающим компаниям финансовые убытки в результате исполнения обязательств, прописанных государством в договорах о закреплении квот?

В этой связи речь должна вестись об обоюдных обязательствах для бизнеса и для государства по решению этой важнейшей задачи – увеличению комплексной переработки сырья и получению максимального дохода с единицы выловленного сырья. С учетом того, что сегодня вряд ли стоит рассчитывать на взятие государством каких-либо обязательств по регулированию ассортимента выпускаемой продукции, страхованию рисков и последующей компенсации финансовых убытков, оптимальным выходом из этой ситуации является создание стимулирующих механизмов по увеличению глубины переработки рыбопродукции и получению добавленной стоимости от ее переработки.

В этом случае бизнес будет по-прежнему нести все риски, связанные с реализацией производимой продукции, и если это станет экономически выгодно, то самостоятельно решит вопросы, связанные с увеличением производства продукции высокой степени переработки, например мороженого рыбного филе. В качестве стимулирующих мер могут быть рассмотрены различные варианты налоговых послаблений, в первую очередь это освобождение от таможенных пошлин, от уплаты налоговых сборов за пользование водными биоресурсами и др. Если будет государственная воля по решению этого вопроса, то на основе тщательных экономических расчетов можно создать условия, стимулирующие бизнес к развитию переработки.

01.07.2013


Вопросы эксперту

Назад