Заинтересованность рыбопромышленников в обновлении флота очевидна. Современные суда позволяют значительно сократить расходы и затраты на единицу вылова, поднять рентабельность предприятия, выйти на качественно новый уровень развития. Однако не все готовы инвестировать большие суммы в постройку нового флота.
Для формирования интереса к строительству промысловых судов на отечественных верфях в стране должны быть созданы соответствующие экономические предпосылки, обеспечены технические возможности реализации проектов по постройке современных экономичных рыбопромысловых судов на российских верфях, а также сформирована доступная схема финансирования таких проектов (в лизинг).
При этом принудительные и запретительные меры по возможности должны быть исключены, так как пока из-за активного муссирования идеи «квот под киль» процесс обновления флота ассоциируется у рыбаков лишь с переделом в отрасли.
Предложения:
Для стимулирования судостроения необходимо:
- Сохранить порядок распределения квот добычи водных биоресурсов, предусмотренного положениями Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ и Постановлений Правительства России от 12 августа 2008 г. № 604, № 605, от 15 августа 2008 г. № 611. Сохранить порядок подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предусмотренного Постановлением Правительства России от 15 августа 2008 г. № 612;
- Не допустить замену существующего порядка распределения долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на новый, основанный на подходе «квоты под киль»;
- Внести изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» для заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылов) водных биоресурсов на 20 лет;
- Ограничить возможности заключения договора о закреплении долей квот на новый период для потенциальных рантье;
- Внести изменения в законодательство России для отмены таможенных пошлин и НДС на оборудование (иностранный товар), ввозимое на таможенную территорию Российской Федерации для установки на судах рыбопромыслового флота, строящихся на российских судостроительных предприятиях;
- Внести изменения в законодательство России для ограничения возраста судов рыбопромыслового флота, регистрирующихся в Российском морском регистре судоходства для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства (30-35 лет);
- Разработать и внедрить государственную целевую программу по утилизации устаревших судов рыбопромыслового флота с одновременным субсидированием строительства новых судов на российских верфях;
- Инвестировать в развитие отечественных специализированных конструкторских бюро для проектирования современных судов рыбопромыслового флота с учетом разработок ведущих зарубежных КБ, с привлечением иностранных специалистов и современных технологий конструирования и строительства рыболовных судов, а также ведущих производителей оборудования. При этом уделить внимание развитию малых частных верфей, которые сосредоточатся на строительстве технически сложных специализированных судов;
- Обеспечить отечественным рыбопромышленникам, модернизирующим свои суда для производства рыбопродукции глубокой степени переработки (филе), защиту интересов для исключения зависимости от иностранного рынка;
- Сформировать доступную схему привлечения финансовых средств на строительство рыболовных судов на основе лизинга;
- Освободить от таможенного и налогового обременения (предоставить таможенную амнистию) суда рыбопромыслового флота, приобретенные, построенные, модернизированные или отремонтированные за рубежом после 2008 года и не прошедшие таможенное оформление на таможенной территории Российской Федерации.
22.07.2013