ОСК «затачивает» производственные программы под потребности рыбаков
Перспективы и возможности строительства рыбопромысловых судов на отечественных верфях уже стали одной из топовых тем для обсуждения на площадках различного уровня. В марте этого года масштабная дискуссия развернулась в Мурманске на международном форуме по судостроению и безопасности мореплавания. Реальность перспективы выделения «квот господдержки» под строительство судов в России вызывает у рыбаков все больше конкретных вопросов к судостроителям о технических возможностях верфей и условиях работы с заказчиками. Как сегодня складывается взаимодействие Объединенной судостроительной корпорации с рыбопромышленниками – в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал президент АО «ОСК» Алексей Рахманов.
– Алексей Львович, расскажите, пожалуйста, о текущей работе корпорации. Есть ли реализуемые в настоящий момент проекты в области рыбопромыслового судостроения, заказы на постройку? Кто основные заказчики и на каких верфях ведется строительство?
– Безусловно, работа в этом направлении ведется, а с начала 2016 года особо активно. В конце января текущего года заседании президиума Госсовета по развитию рыбохозяйственного комплекса 19 октября 2015 года были приняты решения, способные стимулировать развитие отрасли. В частности, была поддержана идея направить до 20% квот добычи водных биоресурсов на инвестиционные цели, в том числе на закупку новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях. Вкупе с мерами по развитию лизинга это может сделать предложения российских судостроителей более привлекательными для рыбаков. Со своей стороны ОСК в настоящее время решает вопрос о формировании в своей структуре кэптивной лизинговой компании, с помощью которой ОСК сможет предложить еще более выгодные условия строительства рыболовецких судов – комплексный проект строительства и одновременно финансовый продукт для его реализации.
– Строительство рыбопромыслового флота – это не только корпусные работы и механика машинного отделения, но и серьезное промысловое оборудование. Вместе с тем большая часть оснащения рыбопромысловых судов сегодня в России не производится (специализированное оборудование, производственные и холодильные комплексы). Эту проблему предлагается решать с привлечением зарубежного опыта. Минвостокразвития, к примеру, уже анонсировало переговоры с рядом иностранных компаний, которые заинтересованы в локализации сборки соответствующего оборудования на Дальнем Востоке.
Планирует ли ОСК в свою очередь привлекать иностранный опыт и рабочую силу для обеспечения должного уровня исполнения заказов от предприятий рыбной отрасли? Хватает ли существующей инфраструктуры судостроительных предприятий, входящих в структуру ОСК, для полноценной реализации проектов?
– Что касается иностранной рабочей силы – то в настоящий момент планов по ее привлечению нет: думаю, к моменту выхода на существенные объемы строительства рыбопромыслового флота мы уже воспитаем и обучим достаточное количество своих профессионалов в этой области. В то же время использование иностранных проектных решений – это реальная перспектива, тем более что заказчики нередко и сами при выборе судна ориентируются именно на зарубежные проекты.
Локализация, действительно, является одним из важнейших направлений долгосрочного развития гражданского судостроения в России. В ОСК уже сейчас на разных стадиях реализации находится ряд проектов по локализации оборудования и агрегатов европейских производителей.
Теперь про инфраструктуру. Она вполне способна обслуживать разумное количество заказов, но нужно понимать, что судостроение требует долгосрочного планирования и, прежде чем выйти на большие объемы, необходимо просчитать, достаточно ли у нас длинные руки, чтобы обнять всех сразу: нельзя забывать об уже строящейся технике. Стапельные графики регулярно уточняются, и, тем самым, мы видим слона в целом, а не по частям: где и когда можно размещать новые заказы на суда для рыбопромышленников. Мы готовы производить 5-8 среднетоннажных и 3-4 крупнотоннажных судна в год, начиная с 2018 года.
– Планируется ли решать вопросы судоремонта и дальнейшего обслуживания построенных на ваших верфях рыбопромысловых судов?
– Этот вопрос рассматривается. Мы думаем, что для верфей Дальнего Востока такое направление работ могло бы стать хорошим подспорьем. Но пока идет обсуждение технических аспектов.
– Сейчас государство прорабатывает новую систему распределения квот на промысел водных биоресурсов. Президент Владимир Путин поручил к 1 марта подготовить сводный план размещения заказов на строительство рыбопромысловых судов на отечественных верфях. Росрыболовство попросило рыбацкие предприятия, чтобы они представили информацию о своих намерениях по постройке флота. ОСК – в числе исполнителей поручения. Расскажите, пожалуйста, какая работа уже проведена корпорацией?
– Предложения ОСК в сводный план размещения заказов на отечественных верфях поданы. При этом, конечно, мы понимаем, что возможна корректировка отдельных позиций – после того, как еще ведущиеся переговоры будут завершены.
Сейчас мы с рыбопромысловыми компаниями стараемся найти подходящие обеим сторонам решения, которые устраивали бы рыбаков по срокам, а на наших верфях не привели к нарушению графиков работ по уже утвержденным проектам. При этом предприятия корпорации уже «затачивают» свои производственные программы под потребности рыбаков.
Помимо упомянутого заказа для «Янтаря», подписан контракт между Выборгским судостроительным заводом и Архангельским траловым флотом. В нем речь идет о строительстве четырех рыболовных траулеров проекта ST-116 XL.
В финальной стадии обсуждения стратегическое соглашение с холдингом «Карат» на всю программу поэтапной замены его промыслового флота (четыре вида судов). Речь о 37 судах, из которых первые два (проекта НС75М) должны быть построены уже в 2019 году.
Помимо этого, ОСК и «Русская рыбопромышленная компания» еще в 2015 году подписали соглашение, предусматривающее строительство больших морозильных рыболовных траулеров. Ведутся переговоры еще с более чем десятком рыбопромысловых компаний из Мурманской области и Камчатского края. В целом же по всем потенциальным заказчикам разговор идет о более чем 50 рыбопромысловых судах.