Квоты на 20 лет под новострой
Первоначально законопроект, связанный с выделением «квот под киль», было поручено разработать Минпромторгу России, Росрыболовству, Минэкономразвития России, Минфину России совместно с ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010г. № ИС-П11-1348.
Одновременно, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2010 г. № ВП-П7-4897 Росрыболовству совместно с Минпромторгом России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти было поручено внести в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» изменения, предусматривающие закрепление за вновь построенными на отечественных судостроительных предприятиях промысловыми судами квот добычи (вылова) водных биоресурсов, обеспечивающих их окупаемость в десятилетний период, разработав механизм закрепления за этими судами указанных квот.
В ходе работы над поручениями Правительства Российской Федерации, Минпромторгом России было организовано 12 рабочих совещаний с участием Минэкономразвития России, Федеральной антимонопольной службы, Росрыболовства, а также представителей рыбохозяйственных организаций. Министерством было разработано несколько вариантов проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 31 Федерального закона «О рыболовстве» в части, касающейся создания условий для стимулирования строительства судов рыбопромыслового флота, однако эти предложения не были поддержаны заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и рыболовецкой общественностью.
Под руководством заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации И.Е. Манылова 2 октября 2012г. было проведено совместное совещание по вопросу создания условий для стимулирования строительства судов рыбопромыслового флота, на котором была достигнута договоренность о совместной работе в этом направлении.
По согласованию с Минсельхозом России в государственной программе Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» предусмотрены меры законодательной поддержки судостроения, включающие внесение изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с целью создания условий для строительства судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях.
Позднее, в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации, Минсельхозу России совместно с Минпромторгом России и Росрыболовством было поручено определить потребности рыбодобывающих организаций в строительстве новых судов рыбопромыслового флота, возможности их строительства российскими судостроительными компаниями, с проведением сравнительного анализа стоимости их строительства и эксплуатации в зарубежных странах. Кроме того, необходимо было представить предложения по реализации пилотного проекта, предусматривающего механизм определения и использования долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, стимулирующего размещение заказов на строительство рыбопромысловых судов на отечественных судостроительных предприятиях, проработав различные варианты применяемых в этих целях расчетов и критериев.
Минпромторг России неоднократно информировал о том, что отечественные судостроительные предприятия строили суда рыбопромыслового флота, в том числе для иностранного заказчика, и в настоящее время обладают техническими возможностями по строительству рыбопромысловых судов.
ОАО «Ярославский судостроительный завод» в 2009 – 2010 гг. сдал нескольким норвежским заказчикам 6 рыбопромысловых судов типа «сейнер – траулер», 2 полнокомплектных судна и 4 корпуса с высокой степенью насыщения.
ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» осуществляло строительство судов–снабженцев по двум проектам Wartsila Ship Design. По первому проекту сдано три высоконасыщенных корпуса и одно полнокомплектное судно, по второму один высоконасыщенный корпус и одно полнокомплектное судно.
ОАО «Выборгский судостроительный завод» за период с середины 90-х гг. прошлого века по настоящее время построено более десяти высоконасыщенных корпусов для норвежских заказчиков, как рыбопромысловых судов, так и научно - исследовательских судов и судов снабжения морских буровых платформ. Один из известных примеров – строительство 90-метрового сейнера – траулера типа «Libas», которое используется как научно – промысловое исследовательское судно для промышленного рыболовства.
В Дальневосточном регионе строительство рыбопромысловых судов осуществляет ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции». Так в 2011 году заводом построено 8 и сдано в эксплуатацию 7 модернизированных малых рыболовных сейнеров проекта 1338 для рыбаков Приморья, Камчатки и Сахалина.
Также необходимо отметить достройку для ОАО «Преображенская база тралового флота» большого морозильного траулера «Генерал Трошев» (типа «Пулковский меридиан») силами компании ООО «ХС Морское Проектирование». БМРТ «Генерал Трошев» предназначен для промысла рыбы посредством донного и разноглубинного траления. Судно построено на класс Российского морского регистра судоходства и имеет неограниченный район плавания. По мнению Заказчика организация работ и управление строительством производилось в соответствии с самыми высокими мировыми стандартами.
С целью ликвидации технологического отставания отечественных верфей Министерством проводится целенаправленная работа по модернизации существующих и по созданию новых судостроительных мощностей в Российской Федерации.
25 апреля 2013 года в Минпромторге России под председательством Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В..Мантурова с участием руководителя Росрыболовства А.А.Крайнего состоялось совещание по вопросу стимулирования строительства судов рыбопромыслового флота на российских судостроительных предприятиях, в рамках которого обсуждалась потребность рыбодобывающих организаций в строительстве судов рыбопромыслового флота и возможность их строительства российскими судостроительными компаниями. Были рассмотрены предложения по реализации пилотного проекта, предусматривающего механизм определения и использования долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, стимулирующий размещение заказов на строительство рыбопромысловых судов на отечественных судостроительных предприятиях.
Участники совещания согласились с возможностью строительства судов рыбопромыслового флота на судостроительных предприятиях Российской Федерации. Принято решение рассматривать в качестве пилотного проекта строительство траулера-процессора для вылова минтая проекта 00730, среднего морозильного рыболовного траулера проекта 22970, малого рыболовного сейнера РС–600, техническая документация которых разработана в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009 – 2016 годы (ФЦП РГМТ). Приоритетными заводами-строителями было решено рассматривать ОАО «Выборгский судостроительный завод» и ОАО «Ярославский судостроительный завод».
Также на совещании было принято решение просить Минсельхоз России (Росрыболовство) подготовить предложения (нормативные документы) по механизму ограничения присутствия потенциальных «рантье» в рыбодобывающем секторе; подготовить предложения по увеличению срока закрепления долей квот до 20 лет для рыбопромысловых компаний, осуществляющих строительство судов рыбопромыслового флота на отечественных верфях; проработать вопрос внесения изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусмотрев механизм стимулирования, который не затрагивая исторического принципа позволит сформировать порядок распределения высвобождающихся и вновь разведанных квот в первоочередном порядке среди лиц, строящих рыбопромысловые суда на российских верфях.
Минпромторг России взял на себя обязательство подготовить предложения по увеличению срока действия постановления Правительства Российской Федерации № 295 от 2 апреля 2009г. в целях обеспечения возможности строительства судов рыбопромыслового флота с последующим субсидированием части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам.
Сходное постановление № 383 от 22 мая 2008 г. послужило толчком для строительства российскими судовладельцами почти полусотни транспортных судов за последние три года. Претензий по качеству, срокам и стоимости, российским верфям не предъявлялось.
Участники совещания также рекомендовали Минпромторгу России совместно с ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ОАО «ОСК», ОАО «Гипрорыбфлот», ФГУП ВНИИРО с целью обеспечения серийности и рентабельности строительства судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях сгруппировать согласованную потребность в строительстве судов рыбопромыслового флота по 3-4 основным типам судов. Такая работа в настоящее время проводится.
Хотелось бы отдельно остановиться на упомянутой ФЦП РГМТ. Нас неоднократно критиковали на страницах Вашего издания о «ненужных» проектах. Надо отметить, что решение о разработке того или иного концептуального проекта рыбопромыслового судна принимается научно-координационным экспертным советом федеральной целевой программы на основании заявок Росрыболовства, подписанных руководителями этого уважаемого ведомства. Членами научного совета являются представители Росрыболовства и ОАО «Гипрорыбфлот». Обычно на заседаниях научного совета Гипрорыбфлот представляет автор одной из последних статей Вашего издания, который ни разу не выступал с критикой принимаемых решений по проектированию рыбопромысловых судов.
Несмотря на то, что Росрыболовство не входит в число заказчиков ФЦП РГМТ, в ФЦП включается вся рыболовная тематика, заявляемая этим ведомством и представляющая интерес в части инновационного развития рыбопромышленного комплекса.
По просьбам Росрыболовства были разработаны технические проекты рыбопромысловых судов класса большой морозильный траулер (БМРТ), средний рыболовный морозильный траулер (СРМТ), судно прибрежного лова, а также научно-исследовательские суда различных типов. Проекты рыбопромысловых судов нового поколения разрабатывались в тесном сотрудничестве с отраслевыми научно-исследовательскими институтами Федерального агентства по рыболовству – «Гипрорыбфлот», «ВНИРО», «ТИНРО-Центр», научно – исследовательскими и проектно – конструкторскими организациями судостроительной промышленности – «Крыловский государственный научный центр», «Концерн «Аврора», «ЦНИИ СМ», «ЦНИИ «КУРС», а также с известными норвежскими проектными фирмами - Wartsila Ship Design, Skipsteknisk, Rolls-Royce Marine.
За счет средств ФЦП РГМТ Минпромторг России готов закупать проекты наиболее востребованных рыбаками судов.
Помимо разработки проектов перспективных судов, ФЦП РГМТ предусмотрена разработка широкого спектра современного судового оборудования (системы управления, навигации, локации, винто-рулевые колонки и прочее) для производства этого оборудования на российских предприятиях взамен импортируемого.
По нашему мнению, строительство судов рыбопромыслового флота обеспечит высокий уровень экономической, бюджетной, промышленной и социальной эффективности, так как значительно повысится рентабельность производства, существенно расширится база налогообложения предприятий, что увеличит денежные поступления в бюджеты всех уровней, положительно повлияет на инфраструктуру прибрежных субъектов Российской Федерации, создаст предпосылки для расширения хозяйственной деятельности.
Полагаем, что в результате совместной работы нам удастся соблюсти баланс интересов рыболовной и судостроительной отраслей.
04.09.2013