Import

Тема: Квоты под киль

Обсуждение
Виктор ДОСКИН

Малый флот – ниша для российского судостроения

Виктор ДОСКИН
Заместитель гендиректора АО «Судостроительный завод «Вымпел»

На днях парламентарии одобрили законопроект, в котором, во-первых, прибрежное рыболовство в нынешнем виде фактически приравнено к промышленному, а во-вторых, введен новый вид квот – на инвестиционные цели, для поддержки строительства судов рыбопромыслового флота. Из разъяснений руководства Росрыболовства следует, что квоты господдержки планируется выделять только под крупнотоннажные и среднетоннажные суда с минимальной длиной 60 м. Суда меньших размеров словно выпали из поля зрения регулятора и законодателей.

Между тем потребность в обновлении малотоннажного флота весьма велика. По данным Росрыболовства и Минпромторга, речь идет более чем о 130 единицах. Такие суда массово используются при прибрежном промысле и на внутренних водоемах и работают практически круглогодично. Многие из них были построены свыше 30 лет назад и, несмотря на неоднократные ремонты и модернизации, их износ достигает критических значений.

Но если строительство малого флота не будет обеспечено за счет инвестиционных квот, возникает огромное количество вопросов. Наиболее актуальные из них: будут ли строить рыбаки такие суда или продолжат латать изношенное «железо», выберут ли заказчики российские судоверфи или предпочтут иностранных подрядчиков. Эти проблемы волнуют и судостроительные заводы, у которых нет прямого выхода в море, а глубины внутренних путей не позволяют выводить крупные суда.

Где искать решение

С точки зрения профессионалов, при решении вопроса о строительстве малотоннажных судов необходимо учитывать несколько «узких» моментов. Первый из них связан с выбором подходящего проекта судна – одной из самых затратных статей при расчете стоимости строительства.

Практика показывает, что рыбаки более благосклонно относятся к иностранным проектам, чем к отечественным разработкам. В этом случае рыболовецким компаниям-единомышленникам есть смысл объединяться для закупки проекта и дальнейшего его применения при строительстве серии судов. Если договориться не получается, нужно искать судостроителей, которые смогут предложить готовое решение.

«Судостроительный завод «Вымпел» готов предложить заказчику гибкие решения по проектированию и сделать так, чтобы он не платил за него полную стоимость. Это возможно при готовности рыбопромышленников заказать строительство трех – четырех судов. На предприятии есть собственное проектное бюро, что позволяет выполнять базовые проекты судов с различной опционностью и вариантностью включающие установку оборудования глубокой переработки рыбы и утилизации отходов. Сейчас наше проектное бюро разрабатывает проект малых рыбопромысловых судов МРТР 30 и МРТР 35, которые будут удовлетворять самым современным требованиям рыбной отрасли», – рассказал корреспонденту Fishnews первый заместитель гендиректора АО «Судостроительный завод «Вымпел» Виктор Доскин.

Господдержка как залог успеха

Другой важный фактор – необходимость государственного участия в вопросах обновления малотоннажного флота. Главной проблемой для рыбопромышленных предприятий остается экономическая составляющая. Компаниям с небольшими объемами квот не под силу в одиночку вытянуть строительство нового судна. Для стимулирования этого процесса нужны меры господдержки.

«В первую очередь это возможность регистрации судна в Российском международном реестре судов, что в настоящее время недоступно для рыбопромыслового флота в соответствии с Правилами регистрации судов и прав на них в морских портах. Тогда судовладелец сможет воспользоваться льготой по уплате НДС, а это большая сумма в цене нового судна», – отметил представитель ССЗ «Вымпел».

Определенные надежды рыбаки и судостроители возлагают на возможность применения судового утилизационного гранта, который Минпромторг планирует ввести в 2017 г. Целесообразным было бы продление постановления правительства о субсидировании части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежей по договорам на приобретение гражданских судов, которое действовало в 2009-2016 гг.

Интересным выглядит и вариант, который предложил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков в ходе дискуссии по судостроению на площадке Петербургского международного экономического форума. По его словам, поддержку строительства малотоннажного флота можно осуществлять не в рамках инвестиционных квот, а по аналогии с приобретением сельскохозяйственной техники, где хозяйствам компенсируется 15% стоимости объекта.

«Государство ставит задачу по обновлению рыбопромыслового флота. ССЗ «Вымпел» готов отработать эту задачу в комплексе. Мощности предприятия и судоходные пути позволяют строить и выводить в морские участки страны как среднетоннажные траулеры либо ярусоловы, так и малотоннажные рыбопромысловые суда. Применение мер господдержки сделает строительство судов в России выгодным для рыбаков», – подытожил Виктор Доскин.

Fishnews

Назад