18.02.2015
Рынок пытается сохранить равновесие
Меры по сдерживанию роста цен на социально значимые группы товаров начинают принимать в регионах. Пока в сотрудничестве с торговыми сетями. Но аналитики рынка предупреждают: контроль над ценами приведет к серьезным последствиям и для бизнеса, и для потребителей.
В декабре 2014 г. президент Владимир Путин призвал Правительство заниматься проблемой повышения цен на товары «в ручном режиме». Однако продолжительные новогодние праздники лишь подогрели ажиотаж на продовольственном рынке и цены устремились вверх. В магазинах по всей стране прошли рейды региональных прокуратур, активнее следить за стоимостью продуктов начали власти субъектов. Как оказалось, в подавляющем большинстве случаев ускорение росту цен придавали не курс доллара и события на внешнеполитической арене, а элементарное желание оптовых и розничных звеньев воспользоваться ситуацией.
В ответ антимонопольная служба начала возбуждать дела из-за неоправданного завышения цен, а во властных структурах зазвучали предложения о более кардинальных и масштабных действиях по сдерживанию оборотов начавшейся «гонки за ценниками».
Так, по информации «Известий», Минэкономразвития приступило к сбору и анализу необходимой информации для принятия решения об установлении в субъектах Российской Федерации максимальной стоимости на продукты питания. При этом в ведомстве понимают, что последствия от подобных шагов могут оказаться весьма серьезными. Как сообщила изданию помощник министра экономического развития Елена Лашкина, в декабре в министерстве уже рассматривался вопрос о введении максимальной цены на гречку, но ограничения не были установлены из-за угрозы дефицита данного продукта.
Одновременно в ряде регионов: в Алтайском и Краснодарском краях, Магаданской области и др. – местные власти приступили к заключению соглашений с розничными торговыми сетями о замораживании цен на продукты питания, которые входят в список социально важных, и введении минимальной торговой надбавки.
«Контроль над ценами – верный путь к дефициту и появлению черного рынка», - сделали вывод участники дискуссии в студии РБК. Кстати, такой механизм, как ограничение максимальной торговой наценки, формально используется и в США, и в ЕС. Но и там существует множество вполне законных способов этот механизм обойти, например, удлинив цепочку поставщиков, рассказал доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. «Подобный опыт тоже имеется, поэтому, к сожалению, административным способом побороть рост цен, не создавая дефицита, невозможно в принципе», - отметил он.
Одним из вариантов избежать развития негативных сценариев является саморегулирование на основе самоорганизации субъектов бизнеса, отказ от сверхприбылей с целью восстановления равновесия рынка, полагают эксперты «Открытой отрасли». Еще недавно такой уровень сознательности и ответственности бизнеса представлялся практически недостижимым. Однако сейчас уже очевидно, что бизнес в России вполне осознает ситуационные риски и готов жертвовать малым, чтобы сохранить большее, отмечает заместитель генерального директора ЗАО «Южморрыбфлот» Антон Сухоруких.
В этот раз инициаторами данного процесса выступили представители рыбного бизнеса. Так, еще в начале сентября 2014 года компания «Южморрыбфлот» первой в России начала реализовывать проект по снижению в масштабах всей страны розничных цен на собственную продукцию – рыбные консервы.
Значительное количество крупных компаний, работающих на продовольственном рынке, подключается к так называемому «движению самоограничения». Из последних примеров – ряд федеральных розничных сетей, в том числе «Дикси», «Виктория», «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и «Лента», которые объявили о принимаемых мерах по снижению цен: от их замораживания до установления нулевых и даже отрицательных торговых надбавок на социально значимые продукты.