04.07.2019 г.
На Сахалине суд принял решение, по которому бригадиры прибрежного лова теперь приравнены к капитанам рыбопромысловых судов и обязаны подтверждать безопасность мореплавания кунгасов, щелевиков и других типов маломерных судов вспомогательного флота. Прецедент грозит остановкой промысла на всем Дальнем Востоке.
До настоящего момента документы о соответствии судовладельца требованиям МКУБ (Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения)и свидетельство об управлении безопасностью (СвУБ) были обязаны иметь на борту судна лишь капитаны рыбопромысловых судов. Однако пограничные органы Сахалинской области, ссылаясь на правила рыболовства в новой редакции, предъявили такие же требования и к бригадирам прибрежного лова.
Таким образом, теперь компании, которые осуществляют промысел тихоокеанских лососей, обязаны обеспечить наличие документа о соответствии и СвУБ на всех своих кунгасах, моторных лодках, прорезях, щелевиках и друих типах маломерных судов, которые используются в качестве вспомогательного флота.
Получение такого рода документов связано не только с существенными финансовыми расходами для компаний (более 200 тыс. рублей), но и временными затратами. Последнее требование в период скоротечной лососевой путины особенно остро воспринимается рыбаками.
Между тем, по информации Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО), в экспедиционном отряде аварийно-спасательных работ, который осуществляет освидетельствование, подтвердили, что в требованиях ничего не изменилось: перечисленные документы судам вспомогательного флота не нужны и не могут быть выданы.
«Рыбаки оказались просто не готовы к такой ситуации, – отметил президент АРСО Максим Козлов. – Никогда еще бригадиров прибрежного лова, которыми могут быть просто опытные матросы, рыбаки без соответствующего образования, не приравнивали к дипломированным капитанам». Теперь же, пояснил он, каждый бригадир, выходя на воду без указанных документов, фактически становится нарушителем.
Подчеркивается также, что судебный прецедент может быть распространен и на другие регионы Дальнего Востока, ведь специфика промысла везде одинакова.
Вопрос с привлечением бригадиров к административной ответственности был озвучен на первом заседании штаба лососевой путины. Замминистра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что ситуация стала неожиданной и для федерального ведомства, ФАР будет искать выход из сложившейся ситуации.
Рыбацкая общественность предложила поднять эту проблему также на III Международном рыбопромышленном форуме, который пройдет 10-12 июля в Санкт-Петербурге.